Движение неоконкретистов
Интересно сравнить судьбу «Гутая» с движением неоконкретистов, возникшим в Бразилии в конце пятидесятых годов — как раз в период упадка японской группы, поскольку оно похожим образом родилось из периферийного переистолкования канонического направления западного модернизма, на сей раз — геометрической абстракции, институциализированной в тридцатые годы. Все началось с ретроспективы работ швейцарского живописца, скульптора и архитектора Макса Билля в Музее искусств Сан-Паулу в 1950 году, за которой последовало вручение ему Гран-при Первой биеннале в Сан-Паулу в 1951-м: поклонники биллевского «конкретного искусства» (где все подчинялось арифметическим расчетам) неожиданно наводнили крошечный художественный мир Бразилии, до того упорно не принимавший современного искусства.
Лигия Кларк (1920-1988), вернувшись в родную Бразилию в 1952 году после года, проведенного в Париже (где она училась у Фернана Леже), быстро усвоила биллевский катехизис рационализма и вскоре начала расшатывать его изнутри. Заметив, что Билль часто заимствует свои формы из топологии, она решила пойти дальше его чисто иконографической апелляции к данной области науки. Первые зрелые картины Кларк (1954) были модульными пазлами из дерева, в которых она стремилась придать позитивную роль черным щелям в стыках между цветными блоками и сделать раму частью произведения: как она подчеркивала в то время, ее целью было устранить оппозиции пустого/ полного и внутреннего/внешнего, на которых базируются планиметрия и рационализм.
Отвечаете за системыу пожаробезопасности на предприятии? Обязательно установите завесы огнеустойчивые. Они надежно локализуют очаг возгорания, позволяя обезопасить объект от распространения пожара и произвести безопасную эвакуацию людей.
Следующим шагом Кларк — вслед за открытием двусмысленных пространств «Структурных констелляций» Йозефа Альберса — стала серия картин (или, скорее, деревянных рельефов), в которых квадрат, механически окрашенный матовой черной краской, ограничен с одной или нескольких сторон (или разделен) белой линией- выемкой, функция которой ближе к линии сгиба, чем к раме. Здесь ей удалось иллюзорно вывернуть плоскость — достижение, закрепленное в тондо под названием «Линейное яйцо» ( 1958): черном диске, окаймленном прерывающейся белой линией. Поскольку белая линия, идущая по краю, буквально сливается с окружающей белой стеной, мы воздерживаемся от гештальтистской привычки замыкать окружность, и черное пространство визуально сдвигается в глубину по отношению к линии: одна его область отступает, в то время как другая кажется выступающей на нас. Именно это перцептивное отступание/выступание, задуманное как «подавление плоскости», побудило Кларк публично размежеваться со школой Билля и вместе с несколькими более молодыми художниками основать в марте 1959 года «неоконкретизм».