Концепция города Нового времени
Каждый из типов поселений — город и усадьба — обладает в нашем представлении собственными, присущими только ему признаками. Вместе с тем каждый из них — и город, и усадьба — феномен конкретно-исторический. Каждый подвержен изменению во времени. В разные периоды своего исторического бытия они являются разными и находятся в разных соотношениях друг с другом. Это наглядно демонстрирует изменение «городских» черт в усадьбе XVIII — начала XX века и черт усадебности в городах России XVIII — XX столетия.
Концепция города Нового времени, как целостная система, воспринята Россией в процессе европеизации в петровское время, основывалась на классической традиции. К ее фундаментальным особенностям принадлежат регулярность планировки и организации пространства, фасадность и фронтальность композиции зданий, располагавшихся на городских участках в соответствии с красной линией улиц и преимущественно на красной линии, нерас- члененнм геометрически правильная форма плана и объема, основанные на использовании закономерностей ордерной системы — пропорциональный строи и композиция здания. На принципах регулярности и ордерной системы базируются композиция зданий и организация пространства итальянских ренессансных вилл, французских дворцовопарковых комплексов XVII века, усадебных ансамблей русского барокко первой половины XVIII столетия с их регулярными парками. Устраиваетесь на работу? Только дипломы ВУЗов Москвы гарантируют получение высокооплачиваемой должности.
Город и усадьба вплоть до классицизма проектировись, исходя из единой концепции. Основа их единства — общность классических принципов проектирования, прежде всего — всепроникающая регулярность пространственнопланировочной структуры усадебного ансамбля, городского ансамбля, города как единого идеально организованного архитектурного целого. На вторую половину XVIII — начало XIX века приходится важный поворот в развитии европейской архитектуры. Наступает конец безраздельного господства ассической традиции дие в сфере архитектурной теории: идемьного представления о стиле и нормах проектирования, но сначма только в одной области градостроительства, в усадебном парке. Вместе с этим с распространением пейзажного парка одит в прошлое не только единство стиля, но и единство пространственно-планировочной структуры города и усадьбы.